Русские ювелиры XIX века. Московские ювелиры
В 19 веке на одном уровне с Фаберже звучали по всему миру фамилии московских ювелиров Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и многих других. Характерная для московских мастеров и художников склонность к русской тематике выражалась в использовании гравюр с изображениями памятников, городов, народных картинок или исторических сюжетов. Первым к национальным традициям обратился московский купец Игнатий Павлович Сазиков. За 17 лет Сазиков превратил небольшую мастерскую в огромную фабрику, в которой создавались уникальные произведения из серебра. К середине 19 века в Петербурге был открыт филиал фабрики, считавшейся на тот момент одной из самых лучших в стране. Изделия этой фабрики были отмечены множеством медалей, почетных грамот и наград, а также статусом придворного поставщика. Сын фабриканта, И. Сазиков, на всемирной выставке в Лондоне в 1851 году представил редчайшую коллекцию. Серебряные кувшины, молочники и кубки поразили европейцев великолепными художественными изображениями крестьянского быта и исключительным качеством чеканки. В узких кругах Сазикова называли русским Челлини. Особый интерес вызывает творчество П. А. Овчинникова. Благодаря редкому таланту и предпринимательской хватке, из крестьянского мальчишки он превратился в богатого фабриканта и известнейшего мастера, серебряные и золотые изделия которого украшали императорские покои и роскошные апартаменты европейских монархов. Пораженный изумительными работами Овчиникова, будущий император Александр III в 1865 году на международной выставке в Москве наградил мастера золотой медалью и орденом Большого орла, а также удостоил звания поставщика императорского двора. Позднее к этим наградам добавится множество российских, австрийских, бельгийских, французских медалей и орденов, в том числе и Орден Почетного легиона. Главная заслуга Овчиннникова – это желание и умение создавать современные изделия, не отходя от национальных традиций и канонов. Отказываясь идти по проторенной западными ювелирами дороге, он создавал замечательные работы. Особую известность получило Евангелие, выполненное в технике древнерусской скани и покрытое эмалью. Талантливый ювелир первым начал делать предметы из серебра, искусно имитирующие другие материалы. Овчинников также возродил старинную русскую технику перегородчатой эмали, которая была утрачена после татаро-монгольского нашествия. Многие произведения искусства, изготовленные на овчинниковской фабрике, вошли в коллекцию Государственного московского Исторического музея и коллекции европейских монарших домов. Такой же приверженностью к русским корням отличался И. П. Хлебников. Ювелирные, золотые и серебряные изделия его фабрики ни по искусности, ни по оригинальности не уступают работам Овчинникова. Представив свои работы на Венской Всемирной выставке ювелиров в 1873 году, Хлебников вскоре получает статус поставщика российского императорского двора. В том же Историческом музее хранится редкостной красоты винный прибор «под русскую старину». Помимо фольклорных тем Хлебников уделял внимание русской истории и литературе. Производство бытовой продукции из серебра фабрики Хлебникова носило массовый характер, благодаря тому, что ее мастера оставались верными русскому стилю и не отставали от новых веяний моды. |
Следующая статья: Драгоценные камни по Знакам Зодиака https://vipsamara.ru/dragocennyie_kamny_po_znakam_zodiaka.html Предыдущая статья: Русские ювелиры XIX века. Мастера Петербурга https://vipsamara.ru/russkie_yuveliryi_xix_veka_mastera_peterburga.html |
Обновлено: 05 янв 2016 14:59